Подбор, установка и использование проектора, экрана, плеера и сопутствующего оборудования для дома, учебы и работы

Муки выбора — 4К-проектор для домашнего кинотеатра

Приветствую, уважаемые посетители портала «Проекторщик». Много лет назад я написал вот эту статью о выборе проектора для дома. За эти годы ее прочитали десятки тысяч людей, достаточно долгое время она была на первом месте во всех поисковиках по запросу «Проектор для домашнего кинотеатра» да и сейчас не выходит из ТОП5 выдачи. Она до сих пор актуальна по абсолютному большинству параметров в ней описываемых, за исключением одного, о котором и пойдет речь в этом посте.

Если вы давно следите за моим ресурсом, то знаете, что я всегда был против так называемого 3D, или стереоскопического изображения, по-другому.

Нет, я не говорю, что нельзя его смотреть ни в коем случае, глянуть один-другой фильм или мультик в год в кинотеатре можно, но я всегда говорил, что не советую к просмотру 3D детям длительное время, да и взрослым — без фанатизма. Более того, ничего нового или дополнительного кроме неудобства от очков и падения яркости изображения при их использовании, 3D, в том виде, в котором оно существует в абсолютном большинстве случаев, не приносит.

В последнее время всё более популярной темой становится VR — Virtual Reality или виртуальная реальность. Это уже покруче, чем 3D в плане погружения, но вот каждый раз задумываясь о VR, я почему-то невольно вспоминаю мультик «Валл-и» (если не смотрели — обязательно посмотрите, причем без всяких 3D!). А еще больше тема VR меня стала настораживать после просмотра «Первому игроку приготовиться» (тоже советую посмотреть, если присутствует критическое мышление). Не подумайте, я не параноик :) но оглядываясь на прошлое и смотря на подобные технологии и то, к чему они могут привести, мне лично становится немного не по себе. Да и качество картинки в современных системах VR, доступных обычным людям, пока оставляет желать лучшего.

К чему я это всё? А к тому, что в плане отвлечения от суровой реальности в виде просмотра кино (в любом его проявлении) я всегда считал, что главное для скажем так достаточного, но не чрезмерного погружения в происходящее на экране (естественно, что как Проекторщик, я не рассматриваю просмотр кино на любом другом устройстве кроме проектора :)) — это размер картинки, контрастность и уровень черного, и разрешение. Ведь если смотришь на экран размером дюймов в 120-150 с четырех метров от него и картинка перед тобой ничем не отличается от реальности — этого вполне достаточно для погружения, но при этом, ты остаешься в реальном мире, не становясь «заложником потустороннего».

И что мы видим в последнее время со стороны производителей видеоустройств? Давно вы слышали про 3D и изогнутые телевизоры? Думаю да. А про 4K и UHD? Думаю сегодня или вчера — т.е. наигравшись с 3D они, наконец, пришли к тому, что действительно важно, ведь 4K и UHD — это разрешение, высокое разрешение, ультра-высокое разрешение — 3840×2160 или 4096×2160 точек, или в четыре раза больше, чем ставшее уже нормой FullHD.

Что значит UHD для простого смертного? Это значит, что при наличии соответствующего источника и контента, на экране одного и того же размера картинка UHD-проектора (монитора, телевизора) будет в четыре раза четче и детальнее, чем картинка FullHD-проектора. Если совсем просто, то подойдя к экрану шириной в 2,5 метра, вы (при нормальном зрении) совершенно спокойно увидите отдельные точки, формирующие изображение от FullHD-проектора (ведь размер каждого пикселя составит порядка 1,3×1,3 мм) и не увидите их у UHD-проектора (т.к. размер каждой точки будет порядка полумиллиметра в обоих измерениях). Конечно, если ОЧЕНЬ захотеть, то вы их разлядите, но это реально не так уж и просто. Отойдя на метр от своего экрана, вы уже точно не сможете увидеть точки на 4К изображении, т. к. это выше возможностей вашего зрения.

А если к UHD (4K) разрешению добавить хороший глубокий черный и хорошую контрастность, мы получаем картинку, которая на расстоянии в метр-два уже мало чем отличается от происходящего за окном — вот это и есть изображение высшего качества, т.к. оно монолитное и объемное, и не нужны никакие 3D и VR! К слову сказать, у японцев уже есть устройства, способные показывать в 8К (7680×4320), у таких дисплеев при размере в 85 дюймов я лично не смог рассмотреть отдельный пиксель даже при всем желании и сноровке с минимального расстояния.

4К всё больше проникает в нашу жизнь, и даже контента и камер, которые могут снимать в этом разрешении становится всё больше (даже мой смартфон способен на такое), но нужно понимать два момента:

Как и любая другая новинка (неважно, что 4К продвигается уже несколько лет, это всё еще новшество для абсолютного большинства потребителей и рынка в целом) 4К требует изменений в процессах производителей, а это стоит денег, которые в конечном счете просят с пользователя. Поэтому устройства с 4К (особенно действительно качественные) стоят немалых денег (про маркетинг тоже не забываем) и пока недоступны самым низкосортным китайским производителям;

Матрицы проекторов производятся ограниченным количеством производителей и имеют размеры 1-4 см по диагонали. А ведь в эти в среднем 2×1 см нужно впихнуть ВОСЕМЬ МИЛЛИОНОВ отдельных точек (только вдумайтесь) и это должны быть не «стационарные транзисторы процессора», а двигающиеся в (случае с DLP-технологией) зеркала или открывающиеся/закрывающиеся (в случае с LCD и LCOS) кристаллы. Поэтому, вполне естественно, что проекторы с разрешением 4К стоят как крыло небольшого самолета (по состоянию на август 2018 года, самый доступный 4К-проектор — это Sony VPL-VW260 стоимостью 470 т.р. или 7,5 тыс. дол).

При этом, в стане телевизоров и профессиональных дисплеев, 4К-устройства уже давно перешагнули планку в 60 000 рублей (одна тысяча баксов). И дабы не оставлять не очень богатых пользователей проекторов не у дел, производители пошли на очередную хитрость (почему очередную? А вы почитайте как работает DLP-проектор, или что такое динамическая контрастность) и стали выпускать «4K-ready» проекторы.

Правда слово Ready, как индикатор готовности к 4К, но не оригинального разрешения никто не использует, а гордо пишут: 4К!

Так вот, 6 лет назад, когда писалась статья про выбор проектора для дома еще были актуальны разрешения 854×480 и 960×540, а вот 4К это было что-то из области фантастики по цене, как говорится: «Гагарин ниже летал». Сейчас же, домашний проектор с разрешением 480p и 540p можно найти разве что на каком-нибудь Ali (я бы правда не стал называть их проекторами, а тем более домашними :)), зато 4К проекторов (как минимум судя по спецификациям и рекламным материалам) стало по-настоящему много.

Так что же такое 4К-проектор и «почти 4К», о котором я всё чаще упоминаю на страницах своего портала?

4К, как я уже сказал выше, это проектор с разрешением 3840×2160 или 4096×2160 (первое разрешение еще называется UHD, но как мы видим из цифр, это почти одно и то же, поэтому вполне привычно их оба называют 4К) и объектив достаточного качества, чтобы не замылить изображение такого качества. Вдобавок к этому, такие проекторы имеют хотя бы один разъем HDMI 2.0, способный прокачать такое разрешение с частотой 60 гц, защиту контента по стандарту HDCP 2.2, они способны отобразить картинку в цветовом пространстве Rec.2020, ну и в идеале, хвастаются поддержкой HDR (хотя, если говорить откровенно, ни один проектор пока не способен показать настоящий HDR).

А вот «почти 4К-проектор» — это устройство с разрешением 1920×1080 или 2716×1528. Как мы видим, ни одно из этих разрешений и близко не стоит с 4К (два миллиона пикселей в первом случае и четыре миллиона во втором против восьми миллионов в оригинале).

Но за счет различных ухищрений, которые у Epson называются 4K-Enhancement, у JVC — e-Shift, а у производителей DLP-проекторов, таких как Acer, BenQ, Optoma и других (а если быть совсем точным, то у единственного производителя DMD-чипов, компании TI — Texas Instruments) — XPR, их проекторы выдают действительно гораздо более четкое и монолитное изображение, чем выдали бы их аналоги без этих технологий.

В чем секрет?

Что такое 4К-enhancement я достаточно наглядно описал в обзоре лазерного монстра (в хорошем смысле слова) EH-LS10000 от Epson. Если вкратце, то в проекторе c 4K-Enhancement стоит FullHD-матрица, в него подается 4K изображение, оно раскладывается на 2хFullHD, которые по очереди обрабатываются и выдаются матрицей, и с помощью быстро-двигающейся оптической призмы, смещающейся на полпикселя по диагонали, выводится на экран. На выходе мы получаем изображение, которое на глаз реально очень серьезно отличается от FullHD в лучшую сторону, а также практически полностью отсутствующую межпиксельную сетку (т.н. ScreenDoor Effect).

Но, думаю внимательный читатель обратил внимание, что 4К картинка разбивается не на 4хFullHD, а на 2, а значит часть изначальной информации всё таки теряется. В частности тонкие наклонные линии, а так же очень мелкий текст в четкости теряют. И пусть в движении этого не видно абсолютно (только на статике), но осадочек, как говорится, остается. По такому же принципу действует и e-Shift от JVC.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться пользователи трехматричных «4К»-проекторов — несведение матриц. Ведь мы помним, что размер LCD и LcoS-чипов очень маленький, пикселей на них оооочень много и они ооочень маленькие, поэтому неточная установка чипа по отношение к двум другим буквально в сотню микрон уже будет заметна на большом экране, а в случае с 4К приведет к нечеткости изображения. Благо роботы на заводах японских производителей работают четко, но всякое бывает.

XPR от TI, которую используют все производители «4К» DLP-проекторов начального уровня тоже чем-то схожа с 4К-Enhancement и e-Shift: тут тоже есть оптический «оптимизатор» картинки, сдвигающий ее на полпикселя по диагонали, но как мы видим выше, разрешение тут уже не FullHD, благодаря чему реальное количество точек (в данном случае зеркал) на матрице уже не 2 млн, а четыре, что вкупе с нашим оптическим удвоителем дает пользователю те самые 4К (8 миллионов пикселей). Но и здесь нужно понимать, что это все таки «трюковое» 4К, а не реальное.

При этом, DLP-проекторы с XPR, как показали мои тесты не страдают нечеткостью тонких линий и мелкого текста, о которых я говорил выше. Да и от несведения они не мучаются, ведь в них всего одна матрица. А вот от эффекта радуги никуда не денешься. Кроме того, из — за особенности строения таких проекторов, помимо картинки, они транслируют на экран засвеченную область достаточного большого размера вокруг изображения, а значит что у экрана пользователя в обязательном порядке должна быть достаточно большая черная рамка по периметру, в противном случае, визуальная контрастность изображения кардинально упадет.

Таким образом, если мы говорим про таблицы данных и мелкие тексты в статике — LCD и LCOS проекторы с псевдо-4К проиграют настоящим 4К-проекторам и якобы-4К DLP-проекторам. Но мы же говорим о домашнем кино? А вот тут всё не так однозначно, как сейчас модно говорить. Т.к., как я уже говорил, для дома важны несколько параметров, один из которых контрастность. И тут кроется один очень важный момент.

Несмотря на нативность или «фейковость» разрешения проектора, в сопоставимых условиях, более детальным и объемным будет выглядеть изображение от более контрастного проектора. А дело тут в том, что кино — это не просто линии и текст, а сложные по цвету и яркости изображения и более контрастный проектор тупо сможет выдать больше деталей в разных кадрах фильма (игры).

Поэтому, смысла сравнивать и выбирать проектор только по количеству пикселей на матрице или в рекламном буклете нет никакого. Так DLP-проектор с XPR начального уровня стоимостью в 150 000 — 200 000 рублей не сможет сравниться в детальности и объемности изображения с LCD или LcoS проектором с 4К-Enhancement/e-Shift стоимостью 400 000 рублей просто потому, что у последних будет гораздо более глубокий черный и более высокая контрастность, хотя у первого и будет красоваться в рекламе в два-четыре раза большее количество точек на экране.

И поэтому я в очередной раз призываю — не вестись на рекламу, а смотреть, смотреть и еще раз смотреть, как завещал дедушка Ленин (немного префразировав :)). Могу гарантировать, что картинка от любого 4K-проектора вам понравится. Другое дело, что она может приятно поразить или просто выглядеть симпатично, ведь как мы помним изображение проектора зависит не только от него самого, но еще от экрана и внешних условий, да и 4К сейчас суют куда ни попадя, от смартфонов, до по сути офисных (ладно-ладно видео-проекторов для спорт-баров :)) проекторов, у которых с разрешением вроде бы все в порядке, а вот с черным, контрастностью и шумами…

Еще не забываем, что для получения удовольствия от просмотра картинки на большом экране необходим нормальный источник (меня умиляет, когда мне пишут: «Хочу смотреть видео со смартфона без проводов» — друзья, любые беспроводные технологии режут картинку в качестве, заявляю вам как специалист этого дела!!! Забудьте. А тем более видео без проводов на огромный 4К экран. Во всяком случае пока. Максимум — это смешной ролик со своим ребенком с друзьями глянуть!) и КОНТЕНТ!

Я даже на своем FHD-проекторе не смотрю ничего с разрешением ниже 1080р. И пусть у любого, уважающего себя 4К-проектора есть скалер, «поднимающий» разрешение первоначального сигнала до своего, лучше, конечно, смотреть изначальное 4К! Ну или fhd, как минимум.

Выбирая 4К-проектор для домашнего кинотеатра обратите внимание на световой поток. Не может домашний проектор иметь яркость 3000 и более Лм. Ну не выдаст он глубокий черный, а значит и толку от него при любых 4К будет немного (есть правда на сегодня парочка исключений, но она относится к категории «записят» и речь о тысячах долларов).

Так же обратите внимание на уровень шума, если он выходит за 30 дБ, я бы сказал, что это устройство не для домашнего кинотеатра.

Наконец, прочитайте как производитель позиционирует свой аппарат (но это уже в последнюю очередь), если речь про бар, спорт, игры — скорее всего он сделан на базе офисной модели, с неглубоким черным, а значит дома ему делать нечего.

Естественно, если вы хотите играть в игры при свете, смотреть спортивные передачи или сериалы (последнее, как по мне нужно бы делать на телевизоре) — то указанные рекомендации не совсем справедливы, но тогда и речь идет уже не про кинотеатр.

Стоит ли обращать внимание на поддержку 4К-проектором HDR? Я бы сказал, что нет, ибо ни один современный домашний проектор HDR нормально всё равно не поддерживает (как минимум из-за яркости), поэтому это чистый маркетинг.

В качестве итога к данной статье хотелось бы озвучить несколько обобщающих мыслей:

  • не всё то 4К, что имеет такую надпись на коробке;
  • не всё, что называется 4К, не являясь таковым, намного хуже, чем реальное 4К;
  • надпись 4К не является залогом максимального качества — оно зависит от многих факторов;

Стоит ли выбирать и приобретать сегодня 4К-проектор? Конечно, ведь так или иначе это приобретение с запасом.

Окажется ли любой 4К-проектор лучшей покупкой, чем любой FullHD? Нет, нужно смотреть конкретные устройства.

Имеет ли смысл покупать именно Native 4K? Если у вас есть соответствующий бюджет — безусловно! На сегодняшний день я не знаю «плохих» Native 4K — проекторов.

Может ли «почти-4К» проектор выступить альтернативой реальному 4К — да, при условии, что выбранный проектор подходит именно под конкретные задачи, как, например: кино, спортивные трансляции в светлом помещении или просмотр больших таблиц с мелким текстом и графиками.

Ну а выбирать и голосовать рублем как обычно вам!

Получилось длинно, но надеюсь достаточно полно и понятно.

Есть мысли, сомнения? Не согласны со статьей или есть что добавить? Добро пожаловать в комментарии!

Для получения статей на почту, зарегистрируйтесь:

Вам может быть интересно:

Муки выбора - проектор для моб... 31.01.2011
Sony Projection Simulator 16.05.2012
BenQ W1070 - FullHD 3D-проекто... 18.01.2013
ViewSonic PLED-W800. Лучший в ... 11.07.2015
Добавить комментарий
:) :-D ;-) :-| [star] [good] [present] [flower] [:-))] [:))] [:--_)] [:-|]