Подбор, установка и использование проектора, экрана, плеера и сопутствующего оборудования для дома, учебы и работы

Муки выбора — проектор для образования

Здравствуйте, уважаемые посетители блога «Проекторщик».

Эта статья поможет понять, как можно использовать проектор в образовании, и как выбрать проектор для этой цели.

Образование — одна из самых животрепещущих тем последних лет в России. Какие только нововведения не обсуждались и не вводились в этой сфере: и двенадцатилетняя школа, и ЕГЭ, и платное образование... Много мы слышали и хорошего, и плохого, но с одним поспорить нельзя — на образование действительно стали выделять деньги. Конечно существуют нюансы с их перераспределением, но данный пост не об этом.

Образование медленно, но верно начало, как сейчас любят это называть, модернизироваться.

В большинстве (хотелось бы верить, что во всех, как нас стараются убедить, но я искренне сомневаюсь) школ появились компьютерные классы и Интернет. Детей с малых лет учат иностранным языкам и высоким технологиям. Вполне возможно, что некоторым эти знания никогда не пригодятся, но исключать такую возможность нельзя даже в самых дальних уголках нашей страны.

Наконец, сами способы и средства обучения начинают меняться. И происходит это не на бумаге, а в жизни. Еще 5-6 лет назад я бывал в школах, куда были закуплены и проекторы, и интерактивные доски, но они даже не распаковывались, т.к. никто, абсолютно никто в школе не понимал и не представлял, что с ними делать и как пользоваться (ну если только ученики старших классов). Сегодня же преподавателей начинают учить пользоваться современными средствами обучения, для этого существуют курсы переподготовки и целые учебные центры. Более того, сами программные комплексы становятся все разнообразнее и проще в понимании и работе.

Так как же можно использовать проектор в образовании?
Отвечаю: практически как угодно, ведь как уже упоминалось, проектор — универсальное средство отображения информации практически с любого источника сигнала, а в случае связки проектора и интерактивной доски (либо проектора и интерактивной насадки, ну или, наконец, интерактивного проектора) он способен заменить и школьную доску, и разноцветные мелки, и линейки с циркулями.

Первый и самый простой способ использования проектора в образовании это демонстрация обучающих фильмов и мультфильмов. Для этого нужно подключить проектор к DVD-плееру (думаю видеомагнитофоны все таки уже вымерли как класс, но, если что, можно использовать и их) и запустить, собственно, обучающий фильм. Да, этот способ самый простой и самый дешевый, но и самый не функциональный, ведь всё, что может делать в данном случае преподаватель — это показывать видео или слайд-шоу с диска и комментировать его. Для подобной схемы работы подойдут даже самые дешевые проекторы с разрешением 800×600 точек (это разрешение называется SVGA) и минимумом входных разъемов (достаточно чтобы на задней панели присутствовали: композитный (желтенький вход типа «тюльпан» как на старых видеомагнитофонах), компонентный (необязательно, но на всякий случай, зачастую этот вход можно «получить» через переходник VGA — Component; представляет из себя три разъема типа «тюльпан» красного, зеленого и синего цветов) и HDMI (небольшой плоский разъем, похожий на вход для USB-флешек на компьютере) и вы сможете подключить проектор к любому современному, и даже устаревшему DVD- , Blu-Ray плееру или видеомагнитофону)).

Цветоразностный вход. Используется для подключения DVD-плееров или игровых приставок

Особенно немаловажным моментом при такой связке может оказаться наличие и мощность встроенного динамика, ведь DVD- или любой другой плеер не имеет встроенных колонок, и, в случае если динамика не будет, пользователю придется думать о дополнительной озвучке его материала.

Вторым, более продвинутым способом использования, я бы назвал демонстрацию изображений с компьютера или ноутбука. В данном случае преподаватель сможет демонстрировать ученикам не только видеоролики и слайды, но и например, выводить тексты, страницы интернета, демонстрировать детали механизмов в разрезе, внутренние органы живых существ с различных ракурсов, рисовать на компьютере и отображать процесс в режиме реального времени на большом экране и т.д. Т.е. здесь проектор используется как огромный, доступный взору всей аудитории монитор.

При таком подключении, важно наличие в проекторе входа VGA либо HDMI (в зависимости от наличия на компьютере). В случае с HDMI дополнительным плюсом будет возможность передачи по одному кабели не только изображения но и звука, хотя тут наличие динамика и не является обязательным (все ноутбуки ими обладают, а компьютер зачастую имеет колонки), но его наличие нельзя назвать минусом. Еще одной важной особенностью при использовании проектора с компьютером можно назвать наличие второго VGA — входа и VGA — выхода.

Первый будет полезен, если проектор установлен стационарно, и кабель от него подключен к компьютеру, а приходящий преподаватель имеет свой ноутбук — преподавателю не придется копировать материалы на стационарный компьютер или лезть за компьютер за проводом, чтобы переподключить его в свой лэптоп — он просто подключит к ноутбуку второй кабель и переключит проектор (если он сам этого не сделает) на соответствующий вход. Выход необходим чтобы, например, при подключении проектора к компьютеру, можно было подключить еще и монитор, и видеть на нем всё, что происходит на большом экране, не отворачиваясь от аудитории.

Третий способ — использовать проектор с интерактивной доской. Тут хотелось бы рассказать про разные возможности «добавления проектору интерактивности».
Вариант первый: специальный модуль (набор), крепящийся на любую ровную твёрдую поверхность, как то: школьная или маркерная доска, стена и т.д. Данный модуль считывает движения специального маркера на поверхности и передает их в компьютер. Этот вариант является самым дешевым, но и самым низким по качеству работы (сенсор работает медленнее и менее точно, чем другие варианты).

Вариант второй — интерактивный проектор. В последнее время появляется всё больше моделей проекторов с интерактивными функциями. Такие проекторы имеют специальные датчики и специальные же маркеры. Подключив такое устройство к компьютеру, пользователю не нужно никакого дополнительного оборудования, при этом он может сделать интерактивной практически любую поверхность. В подавляющем большинстве случаев такие проекторы, а точнее их интерактивные функции работают достаточно точно, но при этом есть некоторая задержка в реакции на движение маркера. Негативной особенностью интерактивных проекторов является их цена, т.е. в случае двух одинаковых (ну или схожих) по характеристикам проекторов, их цена будет различаться в два (а то и более) раза. Хотя, стоит заметить, что интерактивный проектор будет стоить дешевле следующего набора.

Вариант третий — проектор+интерактивная доска. Самый дорогой, но при этом самый эффективный и популярный способ выйти на новый уровень обучения.

В данном случае, проектор светит на специальную интерактивную доску, которая способна распознавать манипуляции пользователя, проводимые с ней, и передавать их в компьютер, где специальное программное обеспечение обрабатывает информацию и выводит изображение на проектор. Доски бывают разных размеров, могут быть созданы по разным технологиям, со многими можно использовать обычный маркер (когда не нужна интерактивность), а некоторые даже имеют дополнительную поверхность для обычного мела.

Не смотря на разные подходы к реализации, все 3 варианта приводят к одному — возможности взаимодействовать с изображением. Т.е. во время занятия преподаватель может вывести текст и выделить нужную его часть быстрым движением руки. Отобразить задание по арифметике и тут же написать его решение. Воспроизвести химическую реакцию и одновременно делать пометки прямо на экране. Более того, преподаватель может перемещать и поворачивать различные объекты, что может быть очень полезным, например, на занятиях по черчению, геометрии и.д. Причем, в случае с 3D-проекторами (о них будет отдельная статья) такие манипуляции выглядят очень реалистично.

Если в случае с первыми двумя способами использования проектора (просто для видео и для работы с компьютером) подойдет «обычный» проектор, то для интерактивных занятий, в идеале, нужно использовать короткофокусные модели. Это проекторы, которые способны отображать изображение заданного размера с гораздо более близкого расстояния от поверхности экрана (доски, стены), чем их длиннофокусные «собратья». Всё дело в том, что в случае со «стандартным» проектором расстояние от объектива до экрана обычно колеблеться в районе 1,5 — 2 ширин этого самого экрана (называется это проекционным отношением, в случае необходимости, оно может быть больше, но для этого необходим проектор со сменным объективом), и человек, работающий с изображением стоит между проектором и экраном, бросая на него тень.

При использовании короткофокусных проекторов проекционное отношение составляет порядка 0,5:1 (т.е. чтобы получить изображение шириной 1 м, проектор должен находиться на расстоянии 50 см от экрана), а в отдельных случаях и меньше, поэтому пользователь не отбрасывает тень на экран и всем зрителям прекрасно всё видно. А вот количество входов в случае с интерактивным решением практически не важно — всё равно проектор будет подключаться к компьютеру, а это самый универсальный источник сигнала, поэтому хватит абсолютного минимума — HDMI-порта, по которому будет выводится и звук, и изображение (ну или как минимум VGA и аудио-вход). Говоря о звуке, еще раз замечу, что и тут, чем динамик мощнее, тем большую аудиторию он сможет озвучить, но при этом он не обязателен. Дополнительным плюсом будет наличие второго порта VGA, о преимуществах которого говорилось выше.

Отдельно хотелось бы заметить, что для полноценных интерактивных занятий необходимо специализированное программное обеспечение. Возможности этого ПО и цены на него зависят от поставщика, благо выбор есть.

Так выглядит короткий обзор возможностей использования проектора для образования и минимальный набор условий, по которым можно выбрать проектор для целей обучения. Следующий пост будет посвящен проекторам для мобильных презентаций. Здесь и далее в общих статьях я целенаправленно буду называть конкретные марки и модели проекторов как можно реже, а без особой необходимости не буду называть вообще, с тем, чтобы у посетителей не сложилось мнения, что исключительно тот или иной проектор подходит для конкретного применения и никакой больше. Особенности тех или иных моделей, также как и «фишки» тех или иных производителей будут приводится в отдельных тестовых, сравнительных и обзорных постах.

Список проекторов для образования, а также места, где можно приобрести проектор в Вашем регионе вы найдете в каталоге.

Планируете установить проектор в школе? Смотрите как это делал я.

Узнать как выбрать проектор для дома можно тут, а для мобильных презентаций тут.

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями, кликнув на иконку соцсети.

Подпишись на новости тут или через форму справа вверху и узнай о других новинках и обзорах.

Для получения статей на почту, зарегистрируйтесь:

Вам может быть интересно:

Звезда сцены. Проектор и плёнк... 16.06.2012
ТОП 10 интерактивных проекторо... 16.01.2013
Демозал проекторов Epson 03.07.2013
ISE2015 глазами Проекторщика 09.02.2015
11 комментариев на “Муки выбора — проектор для образования”
  1. Дамир

    Уважаемый автор, я прочел все Ваши статьи по выбору проектора, включая эту. Работая учителем в школе сталкиваюсь со следующими проблемами: 1. нужно оперативно демонстрировать различную наглядность (видео, презентации, изображения, графики и т.д.), 2. не во всех кабинетах есть встроенные проекторы, 3. Носить на каждый урок переносной проектор+ноутбук+ учебники журналы +время на его установку- крайне не удобно и не эффективно. Как решение проблемы рассматриваю компактные лед проекторы (карманные или пики) с возможностью считывания информации с флешки + wi-fi + браузер). Лед проекторы отсутствую в магазинах моего города и у меня нет возможности их протестировать, в связи с этим ВОПРОС: 1. можно ли использовать карманные проекторы для моих целей, т.е в освещенном классе на 20-25 чел.? (в принципе свет можно выключить, а днем?) 2. если «да» какой проектор в пределах 30 тыс. р. вы предложите как специалист? Спасибо!

    Ответить
  2. Владимир

    На самом деле, в школе весь функционал проектора в основном сводится к показу фильмов и презентаций, поэтому выбирать можно и из более недорогих моделей с приличным качеством изображения

    Ответить
  3. Игорь

    Ну, к примеру, какие модели вы имеете в виду?

    Ответить
  4. Владимир

    Ну вот мы ребенку в класс покупали перед началом учебного года этот самый проектор и презентационную доску, заказали проектор Epson EB-1751 и пока вполне довольны

    Ответить
    • Лариса

      Ничего себе недорогой :). А такой подойдет для класса — Acer X113?

      И еще вопрос, Владимир, какую Вы доску покупали?

      Ответить
  5. Вера

    Добрый день. подскажите пож-та выбираем проектор для школы и экран. Мультимедийный проектор BenQ MS506+Экран Classic Solution Norma (4:3), 176×143, подходят они друг другу и еще же нужно крепление для проектора?!

    Ответить
    • Проекторщик

      Здравствуйте, Вера.

      В принципе подходят, при условии, что будет соблюдено расстояние, с которого данный проектор сможет вписать картинку в указанный экран.

      Если проектор будет устанавливаться под потолок — да, нужно крепление плюс длинный кабель к источнику сигнала.

      Если напишите на sale@projectorman.ru мои люди (или даже я сам) для вас все четко посчитают (вам нужно будет дать все вводные) и дадут хорошую цену на это оборудование

      Ответить
  6. Артем

    Добрый день! Выбор проектора действительно оказалось сложным делом для меня. Перечитал ваши и другие помогающие статьи, но все равно не хватает понимания как будет это в реальности выглядеть. Не могли бы вы подсказать для примера какую-нибудь модель для показа презентаций в освещенном зале, бюджет 30-50 тыс. При этом хотелось бы чтобы подключение ноутбука было беспроводным через wifi.

    Ответить
    • Проекторщик

      Вы по вайфай что показывать хотите?

      Ответить
      • Артем

        В основном презентации, фото, реже обучающее видео. Не фильмы.

        Ответить
Добавить комментарий
:) :-D ;-) :-| [star] [good] [present] [flower] [:-))] [:))] [:--_)] [:-|]